Дидактический невроз в психологии – это состояние, когда ребенок испытывает постоянный стресс от пребывания в школе.

Проблема в том, что среда обучения не всегда положительно влияет на детскую психику. Поговорим о явлении подробнее.

Контакты с учителями

Одна из самых трудных задач в воспитании детей – сформировать у них правильное отношение к обучению и понимание важности образования. Сложно это по двум причинам:

  • во-первых, дети чаще всего хотят играть, а не учиться,
  • во-вторых, родители не могут контролировать образовательный процесс на 100%.

Опасно недооценивать влияние, которое учителя оказывают на школьников и студентов. Педагоги формируют их отношение к предметам и к процессу обучения в целом. Отношение к окружающим и самооценка во многом определяют мотивацию учащихся. А значит, влияют на их успех или неудачу в обучении.
Учителя несут большую моральную ответственность. Их задача – поддерживать здоровое психоэмоциональное состояние школьников. Создавать комфортные условия для детского развития – важная цель. К сожалению, они не всегда могут справиться со своими обязанностями. Некоторым не хватает опыта или профессионализма. Кто-то из школьных преподавателей и сам страдает от неврозов. Учителям с психологическими проблемами сложно наладить бесконфликтное взаимодействие со школьниками и студентами. В связи с этим у большого количества учащихся учреждений среднего и высшего образования есть признаки невротического поведения. Зачастую после привлечения специалиста-психолога выясняется, что источником беспокойства или подавленного состояния является педагог.

Что делать с ошибками

Боязнь совершить ошибку – мать всех неврозов. Этот страх можно назвать ведущим источником беспокойства учеников. Понятие ошибки как греха очень глубоко укоренилось в мировых образовательных культурах. На основании того, совершают ученики правильные действия или нет, учителя не только выставляют оценки, но и отличают сильных и слабых учеников.
Дети и подростки часто беспокоятся о том, чтобы не выглядеть глупо перед своими сверстниками. Учителя должны рассматривать ошибки как вспомогательные шаги на пути к знаниям и успеху. Задача педагога – поддерживать, а не наказывать учащихся, если они ошибаются. В противном случае страх неудачи у школьника или студента может спровоцировать невротическое стремление учиться и всегда быть первым. Воля к лидерству – это хорошо, но она не должна быть вызвана страхом. Беспокойство – плохой вид мотивации на пути к знаниям. В большинстве случаев он приводит к стрессу и общему ухудшению психического состояния в долгосрочной перспективе. Кроме того, паника мешает глубокому обучению, полноценному пониманию предмета. Ученик-невротик не руководствуется любознательностью и личным интересом, он только старается быть первым.


Родители должны понять, почему ребенок день и ночь проводит за учебниками, лишая себя общения Если ему действительно интересно, он осознает важность получения знаний, то родителям остается только похвалить его и продолжать наблюдения. В случае если родные обнаружат в ребенке страх оказаться опозоренным или просто позади кого-то, это будет серьезным поводом для беспокойства. Согласитесь, что дидактический невроз – слишком высокая цена за академический успех. Кроме того, в один момент ребенок может просто не выдержать постоянного напряжения и тогда в дальнейшем обучении возникнут очень серьезные проблемы.

Побеждаем дидактический невроз: задача родителей

Мама и папа должны объяснить своему ребенку, что не испытывать интереса или не иметь способностей к определенным наукам вполне нормально. Нельзя требовать от детей первенства во всех сферах деятельности. У каждого есть сильные и слабые стороны. Важно замечать, к чему ребенок испытывает истинный интерес, и всячески поощрять его в этом. Необходимо донести до детей, что упор в обучении надо делать на тех дисциплинах, которые им нравятся. Лучше объяснить, что остальные предметы нужны только для общего развития. Если мать и отец наравне с учителями будут предъявлять завышенные требования к ребенку, они лишь усугубят невротическое состояние ученика.


В определенных случаях будет полезным намеренно оторвать ребенка от учебников и заняться вместе с ним какой-нибудь увлекательной активностью, в особенности – играми, где он сможет проявить себя с лучшей стороны. Даже совместный поход в кинотеатр или выходные за городом в кругу близких дадут школьнику или студенту необходимую в таких случаях передышку и повысят ценность реального опыта в его глазах.
Часто в ситуациях, когда дети и подростки не проявляют интереса ни к чему, кроме учебы, без участия психолога бывает не обойтись. Специалист должен найти причину дидактического невроза. Ребенок не должен направлять все усилия на обучение, упуская при этом важные этапы социализации. Иначе он не научится общаться со сверстниками и не получит опыт взаимодействия со старшими. Причина дидактического невроза может таиться даже в безобидном замечании со стороны преподавателя или родителя. Детская психика очень неустойчива. Хорошая новость в том, что если вовремя выявить проблему, еще очень гибкая психика ребенка сможет быстро проработать ситуацию под контролем специалиста.

Автор: Ольга Романив, психолог, специалист по семейным отношениям.

Оставить свой комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *