Нейропсихолог помогает детям развиваться. Он изучают то, как высшие психические функции связаны с физиологией мозга. Работа с хорошим специалистом позволяет нормализовать речь, мышление, повысить концентрацию внимания, улучшить память и способность к восприятию. О том, как это работает, расскажет нейропсихолог медицинского центра «Здоровый ребенок» Елена Игоревна Киреева.

Кто такой нейропсихолог и чем он занимается?


Е. И.: Нейропсихолог – это специалист, который с помощью определенных методик может выявить уровень развития ребенка. Он объективно исследует высшие психические функции:восприятие, внимание, память, мышление, фонематический слух, пространственные представления, основы саморегуляции – и помогает их восстановить или развить при необходимости.
Оценивает актуальные и потенциальные возможности детей. Если родитель видит, что его ребенок не справляется с задачами, соответствующими возрасту, это всегда повод обратиться к нейропсихологу.

С какими проблемами чаще обращаюся к нейропсихологу?


Е. И.: С разными. Ну, например, приходят родители детей начальной школы, которые видят, что у их ребенка трудности с обучением (некоторые предметы не даются совсем, другие требуют больших усилий). Учителя жалуются на невнимательность и плохое поведение таких детей. При этом невропатологи и другие врачи говорят, что с ребенком все нормально – он здоров, а в чем причина сложностей – непонятно. Часто все списывается на ленность, а ведь лень – это просто способ сохранить энергию, которой, как правило, просто не хватает для активной мозговой деятельности. Вот в этих случаях может помочь нейропсихологическая диагностика, а правильно подобранный курс индивидуальных или групповых занятий позволит справиться с ситуацией.

Еще часто к нам обращаются родители неговорящих или плохо говорящих детей. Такой ребенок может длительное время заниматься с логопедом, но динамика будет незначительной. В таких случаях одного логопеда бывает недостаточно. Необходимы занятия с инструктором ЛФК для развития двигательной сферы. В мозге человека речевые и двигательные зоны находятся рядом, поэтому, используя нейрогимнастику, и логопед, и инструктор ЛФК воздействуют на речевые зоны, стимулируя их работу. Фундаментом подхода является «метод замещающего онтогенеза», рассчитанный на занятия с детьми от 3 лет и включающий упражнения на мозжечковую стимуляцию. Также ребятам бывает необходима консультация психолога, потому что дети с подобными проблемами часто зажаты или излишне импульсивны.

Жалобы пациентов многообразны: плохой почерк, низкий уровень грамотности, трудности с математикой, неудовлетворительное поведение на уроках. При этом у ребенка нормальный слух, зрение и интеллект. Такие дети могут писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию.
Специалисту нужно показывать не только детей, которые испытывают сложности с письменной речью, запоминанием текстовой и графической информации, решением логических задач, но и тех, кто страдает от рассеянного внимания и нарушенной координации движений. Есть родители, которые приводят ребенка просто для диагностики. Многие приезжают из других регионов и стран. Им мы стараемся дать специальные программы и рекомендации для самостоятельной работы.

Нейропсихолог занимается проблемой часто болеющих детей?

Е. И.: Этой проблемой у нас в центре занимаются врачи и психологи. Но направить таких детей к ним я могу. В большинстве случаев повышенная подверженность инфекциям говорит о наличии психосоматического расстройства. Невыраженные эмоции, постоянно повторяющиеся травмирующие ситуации накапливаются и трансформируются в те или иные физические симптомы болезни. Благодаря такому переносу тревога и беспокойство стихают, так ребенок частично избавляется от эмоционального дискомфорта.
Вспомните свое состояние, когда на вас кричит начальник. Что вы испытываете? Как стучит ваше сердце, потеют ладони и лоб, учащается дыхание, сжимается желудок, напрягаются мышцы. Неприятно, не так ли? То же чувствуют дети, начиная с 1 сентября, почти в каждой семье.

Очень хочется спросить: «Неужели оценка чужого человека важнее психического и физического здоровья ребенка? Не ваша ли была идея рано отправить ребенка в школу?».
Эту тему я долго могу освещать, думаю, мы более подробно на ней остановимся в следующий раз.

Как проходит диагностика в вашем центре?

Елена Игоревна Киреева

Е. И.: Диагностика включает полное обследование ребенка (ЭЭГ исследование, УЗДС БЦС, диагностика нейропсихолога). Целью всестороннего исследования является поиск и устранение причины заболевания или состояния ребенка, выявление уровня зрелости и готовности к обучению. При необходимости к этому добавляются заключения логопеда, психолога, окулиста, сурдолога, эндокринолога, ортопеда и других специалистов.
Далее ребенок приходит к неврологу, где доктор составляет план лечения и курс реабилитации согласно рекомендациям специалистов.

Очень важно провести качетсвенную ЭЭГ-диагностику со спектральным анализом. Она позволяет корректно назначить лечение именно для поврежденных структур, дать необходимые питательные вещества и запустить или активизировать поврежденные участки головного мозга. Хорошо расшифрованная электроэнцефалограмма описывает, как и в каком объеме работают различные структуры мозга, как они ведут себя при функциональных нагрузках, есть ли гипоксия и т. п. Мы фиксируем случаи, когда есть сосудистая патология, делая дополнительные исследования, такие как УЗДС, БЦС, ТКДС. В таких случаях применяется совсем другое лечение. Целью всестороннего исследования является поиск и устранение причины заболевания или состояния ребенка, выявление уровня зрелости и готовности к обучению.

А как быть с понятием нормы?

Е. И.: Каждый человек индивидуален. Кто-то раньше начинает ходить, а кто-то – говорить. Наша задача – сделать так, чтобы, например, дети, которые идут в первый класс, могли овладеть необходимыми навыками: счета, письма, говорения и пр. Если умения не сформированы, специалист помогает ребенку учиться.

Зачастую проблема заключается в том, что родители не понимают, как устроена психика их ребенка. Например, многие стремятся отдать ребенка в школу с 6 лет, хотя малыш к этому зачастую бывает не готов. Этот процесс можно сравнить с действиями неразумного садовода, который подойдя в июне к яблоне с зелеными плодами будет их уговаривать побыстрее созреть. Выглядит смешно и нелогично, не правда ли? В жизни, к сожалению, часто приходится доказывать таким родителям, что наличие красного диплома у мамы и папы – это не фактор ускоренного развития ребенка. Мозг и психика требует созревания. Ребенок может уметь читать и писать, но если при этом он настроен на игровую деятельность, то психологически он еще незрелый. Это надо учитывать. Нормы условны. Один ребенок готов к школе к 6 годам, а другой – в 8 лет. Определить это может нейропсихолог. Многие родители не хотят принимать своих детей такими, какие они есть, пытаются подогнать их под шаблоны и приблизить к своим идеалам.
Таким родителям тоже нужна психологическая помощь и поддержка. Мы в любом случае работаем в интересах ребенка.

А как влияют планшеты и телефоны на мозг ребенка?

Е. И.: Вы замечали, наверное, если на ночь долго смотреть в экран портативного устройства, то потом долго не получается уснуть. Ошибочно предполагать, что часы игры со смартфоном – это время отдыха. По факту после длительного просиживания за монитором у ребенка не остается сил, чтобы делать, например, домашнее задание. Бонусом падает зрение, и это доказанный факт.

Длительное использование планшетов, телефонов и пр. может пагубно влиять на функциональную активность клеток головного мозга. В результате может происходить выраженное снижение порога возбудимости. Зачастую это является триггерным фактором для обострения и дебюта головной боли напряжения, тиков, энурезов и других невротических расстройств. Оптимальный способ расслабиться после уроков – погулять, поиграть в куклы, собрать конструктор или порисовать, а смартфоны следует применять как можно реже. Но многие родители не против компьютерных игр, ведь в этом случае им не приходится заниматься развитием своего ребенка. Часто мамы и папы сами бывают зависимы от социальных сетей и компьютерных игр. Я не против игр, которые развивают. Есть замечательные программы по русскому языку и математике, физике и английскому языку, игры для неговорящих, плохо читающих детей.
Но они требуют присутствия родителей и контроля деятельности ребенка с их стороны.


Сейчас много говорят о микрополяризации. А в чем она заключается?


Е. И.: Микротоковая рефлексотерапия – это сверхмалые импульсы тока, схожие с естественными импульсами нервных клеток. Они через биологически активные точки на поверхности тела достигают проблемной структуры мозга и стимулируют ее развитие. Фактически это восстановление проводимости между нейронами. Микротоки обладают высокой степенью избирательности, т. е. стимулируются именно те структуры, функции которых нарушены. Постоянный ток минимальной силы способствует развитию нервной ткани и созданию новых связей между нервными клетками. Таким образом, выяснив с помощью диагностики, какие участки мозга работают некорректно, можно направленно на них воздействовать. Многолетний успешный опыт применения это доказывает. Но здесь есть один важный нюанс. Разбудив и активизировав зону, нейропсихолог должен максимально загрузить ее упражнениями и специальными заданиями, иначе усилия будут малоэффективны. Поэтому процедура ТКМП включает в себя обязательные занятия с ребенком.

Очень приятно видеть своих «неговоряшек» спустя 3-4 месяца после процедуры, радоваться их успехам, слышать, как они превращаются в попугайчиков, повторяя любую услышанную фразу, или видеть, как вчерашние «двоечники», «неудобные ученики» становятся яркими, уверенными ребятами, готовыми бороться в этом мире, отстаивать себя. Конечно, в этом не только моя заслуга, это работа многих специалистов, тренеров нашего центра. Мы очень хотим, чтобы ребенку было комфортно, интересно, а главное – просто и легко учиться, расти и развиваться. Это больше, чем просто лечение, это и есть наш «Здоровый ребенок». Команда специалистов, увлеченных своей профессией, ищущих новые подходы, разрабатывающих новые способы лечения, постоянно находящихся в поиске новых знаний и оптимальных техник.

Напоследок хочется еще раз обратиться к читателям. Любите и принимайте своих детей: это самое дорогое и ценное, что есть у вас в жизни. Их любовь и доверие тоже нужно заслужить, а не покупать игрушками и модными гаджетами. Они очень открытые и добрые. Развивайте своих деток, помогайте им расти счастливыми и смелыми, тогда однажды вы увидите, каких высот они добились.

Оставить свой комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *