Сегодня ребенок за компьютером – это норма. Современные люди проводят у экрана монитора большую часть светового дня. Но если сознание взрослого способно выдерживать такой мощный информационный поток, то детская психика менее вынослива.

Данные исследований

Многие исследования доказывают, что долгие часы у монитора негативно влияют на детскую психику. Специалисты говорят, что за компьютером ребенок должен проводить не слишком много времени.
По данным журнала Jama Pediatrics, у детей 3-5 лет избыточное время с гаджетами и компьютером ухудшает показатели умственного развития. Среди подростков, по сведениям Preventive Medicine Reports, при проведении 7 и более часов у монитора в день существенно увеличивается риск развития депрессивных состояний. В 2015 году ученые Кембриджа заявили, что каждый час, проведенный перед гаджетом, отрицательно влияет на успеваемость ребенка в школе.
Но не всё так однозначно. За каждым исследованием стоят неучтенные факторы. Если говорить о депрессии, то непонятно, в каких семьях и условиях воспитываются подростки. Возможно, ребенок прячется за компьютером и гаджетами. Дети использует телефон или ноутбук как способ уйти от гнетущей реальности, если родители постоянно ругаются или применяют физическое насилие. Тогда причину подавленного состояния следует искать в другом.

Ребенок за компьютером: мнение экспертов

ребенок у компьютера

Наблюдая детей, которые проводят слишком много времени «в обнимку с телефоном», специалисты обычно отмечают: не было бы смартфона, они бы нашли что-то другое, вызывающее зависимость. Реальные опасности кроются не под крышкой ноутбука, не в самом интернете, а в том, как живет человек и что он чувствует. К примеру, ребенок, который не имеет реального контакта (эмоциональных отношений) с родителями, не может поделиться с ними своими переживаниями и проблемами. Школьнику не с кем побеседовать о том, что его действительно тревожит, поэтому ребенок за компьютером ищет общения. Он уходит искать единомышленников, людей, готовых поддержать его, на форумах, в социальных сетях и пр. То же самое происходит, когда ребенку не нравится та реальность, в которой он живет: например, когда подросток в классе занимает позицию аутсайдера. Естественно, ему проще проявить себя в интернет-пространстве, почувствовать собственную значимость в виртуальном мире.

Современный взгляд

Стоит учитывать «эффект поколений». Людям свойственно ругать что-то новое просто потому что оно еще не прошло проверку временем. Например, многие представители старшего поколения застали тот период, когда общественность ругала шариковые ручки. Предполагалось, что из-за них все разучатся писать. Подобные опасения обычно бывают напрасны.

Читая популярную литературу с большим количеством данных о вреде компьютера и гаджетов, заботливый родитель пытается защитить своего ребенка от влияния монитора. Но если задуматься, мамы и папы пытаются таким образом уберечь детей от того, что однозначно является неотъемлемой частью современной жизни. Это напоминает сказку о Спящей красавице или
историю о Сиддхартхи Гаутаме (Будде). От обоих родители пытались скрыть то, без чего люди не могут жить. От принцессы – иголки, от маленького Будды – бедность. В первом случае всё стало на свои места только через 100 лет, а вот Сиддхартха, случайно узнав, что бедность и болезни существуют, навсегда покинул дом, своё царство, жену и детей, чтобы познать мир и помочь людям избавиться от пороков. Годы изгнания и размышлений помогли Будде достичь нирваны, но он не вернулся в дом, где от него скрывали правду. Так что не стоит увлекаться в оборонительной борьбе против интернета.

Ребенок за компьютером: как соблюсти баланс

девочка делает селфи

Хотим мы этого или нет, но электронные устройства – часть повседневной жизни. Что же можно сделать, чтобы адекватно интегрировать их с жизнью детей и не навредить?

  • Стоит наполнить жизнь ребенка событиями. Пусть в его мире будут интересные походы, развивающие занятия, книги, танцы, и многое другое. Когда есть много вариантов, дети чаще всего выбирают активные развлечения.
  • Важно сохранить контакт с ребенком. Не отвергайте его «бесконечные игры», интересуйтесь, что именно ему нравится, каких успехов он достигает. Уважительный разговор с ребенком – это всегда плюсик в копилку его личностного развития. Даже из чего-то плохого можно через диалог научиться чему-то хорошему. Когда родитель постоянно критикует то, что интересно школьнику, то ребенок учится только одному – что доверять маме и папе нельзя.
  • Необходимо лимитировать время у монитора. Особенно это актуально для гиперэмоциональных детей – тех, кто после игр на планшете, впадают в истерики или как-то иначе резко меняют свое поведение. Для ребенка оптимальное количество времени у компьютера или смартфона – 30 минут в день. Оптима – 2 сеанса по 15 минут. Полезно включать таймер или песочные часы: тогда ребенок будет точно понимать, когда время завершится. В нынешнем году Роспотребнадзор прислал во все школы страны рекомендации. Документ регламентирует время взаимодействия школьников с гаджетами, но не исключает их из детского быта.
  • В случае если родители обнаруживают, что их ребенок явно заменяет реальный мир на виртуальный, нужно работать над проблемой. Тревожные симптомы – это отсутствие друзей, повышенная раздражительность, агрессивность, отсутствие увлечений помимо интернет-серфинга. Детей, попавших в зависимость, нельзя ругать. Надо стараться больше общаться с ними, активно проводить время вместе, путешествовать. Если же это не принесет положительных результатов, лучше обратиться к специалисту.

Автор: Таня Охрименко, педагог-психолог, @tanya_okhri

Оставить свой комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *